Сергей Корчагин
КАЙДЗЕН В БОЮ
За первые три месяца войны Борис Феоктистович Сафонов сделал более 130 боевых вылетов и сбил 11 самолетов Люфтваффе. На тот момент он - самый результативный летчик-истребитель...
Я всегда говорю своим подопечным: "Кайдзен - это в первую очередь здравый смысл". А еще рачительность и кураж - стремление сделать свою работу самым лучшим образом...
Борис Сафонов, первым из советских летчиков получивший вторую звезду Героя Советского Союза, в совершенстве владел самолетом и постоянно придумывал новые методы борьбы с немецкими самолетами.
Однажды он был атакован тремя мессершмиттами. Резко сбросив газ и задрав нос самолета вверх, он "пропустил" неприятеля вперед себя и точной очередью расстрелял. Много лет спустя на СУ-27 летчик-испытатель Виктор Пугачев повторил этот метод динамического торможения, известный сегодня как "Кобра Пугачева"

Второй пример улучшения процесса "уничтожения фашистских бомбардировщиков":
Увидев, что что атаковать фашистские бомбардировщики издалека не имеет смысла, так как трудно попасть и нанести критические повреждения самолету, а уничтожить пилота мешают активные маневры самолета и заградительный огонь стрелка, Борис Феоктистович определил "мертвые зоны" в огневой защите бомбардировщика спокойно приближался на близкую (50-100 метров) дистанцию и в первую очередь уничтожал стрелка. После этого он спокойно расстреливал лишенный защиты самолет противника.
Вот так, улучшая, оптимизируя процессы уничтожения самолета противника Борис Феоктистович повышал свою эффективность, спасал сотни жизней советских воинов и советских граждан...
О Борисе Феоктистовиче ходили легенды, журналисты писали о нем статьи. Ходила даже поговорка "В небе Сафонов атакует фашистов, а на земле его атакуют журналисты".

На Северном флоте Политуправление даже выпустило специальную листовку с его портретом: "Бить врага по-Сафоновски"

А вот еще одна история о том, как легендарный летчик использовал прием, который спустя десятилетия японские инженеры назвали SMED - быстрая переналадка.
Для того, чтобы тратить меньше времени при подготовке к вылету, он развешивал свой парашют на дереве рядом с самолетом таким образом, чтобы, быстро накинув его на себя, быстро защёлкнуть замки и подняться в кабину самолета. То есть он "внутренние операции" принести парашют, развернуть подвесную систему "перевел во внешние". В результате от момента получения команды на вылет до выруливания на взлетную полосу у него уходила ВСЕГО ОДНА МИНУТА !!!
В годы войны на самолетах не было радаров и летчику приходилось постоянно осматривать и переднюю и заднюю полусферы, чтобы вовремя обнаружить противника. В результате пилоты часто натирали шею о кожаный воротник реглана. Сафонов всю свою эскадрилью одел в шелковые шарфы и проблемы не стало.
А еще он заменил на шлемофоне все застежки на кнопки, чтобы быстрее надевать его.
Вот такие маленькие улучшения помогали пилотам, а порой и спасали им жизнь...
В августе 1941 года Англия начала поставлять в СССР по ленд-лизу истребители "Харрикейн". Для этого было создано Сто пятьдесят первое Крыло RAF, летчики которого не только перегнали часть самолетов на Северный фронт и помогли советским пилотам освоить новую технику, но и с конца августа по октябрь 41го приняли участие в совместном патрулировании воздушного пространства, прикрытии конвоев и портов, куда приходила помощь союзников.
Как только пришли первые 37 самолетов, был создан 78-й истребительный авиаполк, командование которым поручили Борису Сафонову.
Изучая новую технику, Борис Феоктистович вместе с переводчиком и командиром 134-ой британской эскадрильи сквадрон-лидера Тони Миллером применил, так называемый в те годы "индивидуальный подход". Они тщательно осмотрели все элементы истребителя, подробно обсудили назначение и порядок применения всех приборов и органов управления в кабине. И потом Сафонов сказал: " Я правильно понял, что..." - и минут пятнадцать пересказывал все, что услышал от Тони, чем привел его в полный восторг. Такой подход является обязательным в 4х шаговой системе обучения, которую сегодня мы называем TWI - обучение выполнению операций непосредственно на рабочем месте.

Ну и пару слов о лидерстве.
Принимая британские самолеты, Борис Сафонов первым лично гонял "Харрикейн", как говорят, "в хвост и в гриву". На вопрос - почему он, командир полка, занимается этим лично, Борис Феоктистович отвечал, что не имеет права посадить в новую машину молодого пилота, пока сам не убедится, что самолет способен воевать, пока не почувствует не передаст новичку особенности поведения самолета.
Забота о подчиненных, обеспечение их всем необходимым для успешного выполнения задач (но и требовательность к ним) - это отличало лучших командиров, это целенаправленно воспитывалось в те годы обществом. И даже в 80х годах эти же темы и приемы я осваивал молодым офицером, обучаясь на курсе "Военная педагогика и психология".
  • Вот так, за 40 лет до появления в Японии методологии Кайдзен, в СССР применялись методы и подходы, ставшие её основой.
    Изучайте исторический опыт наших предков и гордитесь им, пробуйте, применяйте его, получайте личный опыт, советуйтесь с Наставником, изучайте опыт коллег, с благодарностью принимайте лучшее, делайте его ещё лучше и делитесь этим с другими.
    Жизнь - интереснейшее приключение. Наслаждайтесь им!

    С любовью, Ваш Евгенич...
    Воронеж, 2024 06 25
Made on
Tilda