СТРУКТУРИРОВАНИЕ ФИЗИКИ.
Оптимальный путь обучения

  • Евгений Васильевич Корчагин
    заслуженный учитель РСФСР, учитель-новатор
    21\04\2006
    Выступление на совещании заместителей директоров железнодорожных техникумов по учебной работе. Нижний Новгород. 2006
В своей работе педагог опирается на три основных положения: профессионализм, любовь и духовность.
Великий индийский гуманист Бхагван Шри Сатья Саи Баба учит: «Любовь – фундаментальная основа жизни». Л.Н. Толстой писал о школьном педагоге: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь делу и к ученикам, он – совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. – М., 1953,стр.342).
Учитель должен быть не простым «транслятором знаний», а целостной личностью, Личностью с большой буквы. Правдивость, честность, доброжелательность, справедливость, скромность, любовь к своей работе и ученику, высочайший профессионализм -вот качества настоящего учителя. В преподавании нет мелочей, все имеет очень высокую цену.

Работу учителя можно изобразить площадью треугольника, в вершинах которого расположены П – профессионализм, Д – духовность, Л – любовь к ученикам и делу.
Треугольник будет наиболее совершенным при уравновешенности его сторон. Если один из компонентов будет преобладающим, то равновесие нарушится и его площадь, т.е. ваш КПД уменьшатся.
Свои действия, каждое занятие, каждую задачу учитель должен проверять на духовность. Учить доброте, внимательно относиться к людям, особенно к детям и старикам - все это непростые задачи в наш неспокойный век.
Если Остер, в своем задачнике позволяет пропагандировать грубость и бестактность, считая приведенные примеры шуточными, то я отношусь к таким вещам более серьезно.
Методика Амонашвили учит доброте, уважительности к окружающим. Поэтому учение Амонашвили несет заряд духовности, а методику Остера надо отнести к антидуховной.
Мы не будем анализировать духовность в преподавании физики, хотя возможности здесь огромные, а будем работать на профессиональном (методологическом) уровне.

О сквозных профессиональных программах

Всякая деятельность человек подчиняется определенным алгоритмам. Алгоритмы бывают «жесткими», т.е. последовательность операций выполняется неукоснительно. Примером может служить умножение больших чисел. Другие алгоритмы условно назовем «мягкими». В этом случае последовательность выполнения операций выполняется в основном. Посмотрим на алгоритм деятельности преподавателей. Его можно изобразить следующим образом.

Иногда этот алгоритм называют формулой педагогической деятельности.

Мотивация.
В настоящее время мотивация педагогов невысокая. Доказательством служит отсутствие очереди на рынке педагогического труда. Да и на самом деле, социально- экономическая мотивация весьма низкая. Комментарии здесь излишни. Другое дело социально – значимая мотивация. Несмотря ни на что, учитель понимает, что в его руках будущее подрастающего поколения, их огромная роль в обществе. И все же, учитель-это звучит пока еще.
Что заставляет учителя искать новые пути в образовательном процессе?
  • Наиболее серьезным основанием является острейший дефицит времени.
Если раньше говорили о недостатке времени, потом о дефиците, то теперь речь идет о жестоком дефиците. Дефицит времени порождается двумя причинами.
С одной стороны, объективная составляющая. Объем информации во всех областях науки и техники стремительно растет, а время на обучение остается либо постоянным, либо имеет тенденции к сокращению. Наши учебные программы похожи на сосуд без регулятора уровня жидкости. С введением образовательного стандарта 2002 г количество часов по физике уменьшилось с 280 до 156. А объем материала, не только не уменьшился, даже возрос. Если раньше обучение начиналась с молекулярной физики, то сейчас введен раздел «Механика» 26 часов, сведения по астрономии примерно 15 часов. Количество дисциплин на базе 11 классов возросло с 25 до 35. К объективным причинам следует отнести отсутствие очень хороших учебников и пособий. Программы и учебники по физике, например, по замечанию доктора педагогических наук Пинского А.А «представляют собой аморфную груду фактов».
Не лучше обстоит дело и по другим дисциплинам. Недостаточная материальная база и большое количество учащихся в группах не способствует развитию их индивидуальных способностей.
Сменилась парадигма образования, сменился образовательный стандарт. Если раньше стремились дать знания, то сейчас должны приучать к деятельности. Странно, как будто в техникумах не готовили студентов к профессиональной деятельности. Если мы введем еще десяток предметов, то вряд ли решим парадигму деятельности. Уже сейчас на дисциплину в среднем приходится 2,5 недели учебного времени.
  • Кроме объективных причин существуют еще и субъективные, которые определяются характером и интересами преподавателя как индивидуума.
Цели.
Цели подразделяются на стратегические и тактические. Стратегическая цель – выполнить государственный образовательный стандарт по той или иной специальности, выполнить «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности». Странно, почему минимуму? Стандартом задается модель специалиста-выпускника техникума. Следовательно, образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы наши выпускники соответствовали этой модели. Это стратегическая цель.
Тактические цели ставятся на каждом занятие разные. Они зависят от конкретного содержания занятия. Как правило, тактические цели делятся на учебные и на развитие личности.
Организация деятельности как стратегия образования.
Чтобы реализовать образовательный стандарт, реализовать квалификационную характеристику выпускника – техника, задается спектр учебных дисциплин и требования к каждой дисциплине. Каждый учитель по мере сил и возможностей исполняет эти требования. Наблюдения показывают, что каждый учитель считает свой предмет архиважным и ведет его как «доменное хозяйство». Программы разрабатываются, как правило, без какого-либо единого методического замысла.
В лучшем случае, преподаватели обсудят содержание с теми преподавателями, с которыми их предмет связан.
Бесконечные разговоры о межпредметных связях. Десятки статей в журналах на эту тему, а воз и поныне там. На самом деле речь идет не коренных связях, а точках соприкосновения между предметами. Я абсолютно убежден в том, что пока мы не будем создавать сквозные программы подготовки специалистов, эти проблемы так и останутся.
Процесс обучения в любом учебном заведении носит коллективный характер, но слаженного, действительно коллективного подхода нет.
Решить проблему подготовки классного специалиста невозможно, если каждый преподаватель ведет свой предмет независимо от всего набора предметов, не связав свой предмет с остальными в единое целое. Многие скажут, что такой подход ущемляет свободу деятельности учителя, что обучение процесс творческий. Но, если вы играете в одной команде, то придется вести согласованную игру.

Необходимо создать единую программу, в которой определить роль и место каждого предмета. И каждый учитель должен нести персональную ответственность за исполнение этой задачи.
Все дисциплины делятся на естественно – технические и гуманитарные. Раньше приоритет отдавался естественно – техническим (в школах естественно – математическим), то теперь наблюдается гуманитаризация образования, замечу – не гуманизация, а гуманитаризация образования. Почему-то
Считается, что чем больше введем гуманитарных дисциплин, тем образованней и воспитаннее будет выпускник и, видимо, будет более высоким специалистом.
Оставим эти споры и поведем речь о естественно – техническом блоке дисциплин.


Блок технических дисциплин
Первым шагом сквозных программ является создание слоев предметов и определение места учебной и технологической практики. Примерно как на этом слайде. Чтобы это реализовать, необходимо работать со всеми преподавателями взаимосвязанных дисциплин. Это необходимо для определения места данной дисциплины, т.е. определить дисциплины, которые работают на данную дисциплину и на которые работает данная дисциплина. Эта работа позволит выстроить пирамиду дисциплин, от фундамента до вершины. Другими словами позволит выстроить иерархию предметов.
Обобщенная схема учебных дисциплин.

Преподаватели, как правило, идут напрямую на студента, не учитывая в полной мере взаимодействия с другими дисциплинами. Желание учителя взвинтить темп обучения, встречает не менее активное, противодействие со стороны учащихся. Перегрузка не только не позволяет глубоко усваивать учебный материал, но и весьма отрицательно сказывается на здоровье учащихся. Необходимость передачи больших объемов информации приводит к тому, что учитель невольно избегает активных методов обучения, открывая дорогу репродуктивным методам. Платформой, на которой можно объединить предметы естественного цикла, может послужить диалектика природы.
Казалось бы, от предмета к ученику информация должна проходить следующий путь: явление природы – физическая модель – диалектическое осознание – математическая модель и, по законам передачи информации, передаваться учащемуся
. Мы же идем по укороченному пути: от физического явления и математического моделирования к студенту. Вышесказанное можно изобразить следующей схемой. Главным недостатком является отсутствие знаний законов передачи информации. По данным американских исследователей (а мы любим ссылаться на американцев)
  • уровень усвоения материала прочитанного на лекции всего 5%.
  • самостоятельная работа с учебником дает усвоение материала 10%,
  • дискуссионное обсуждение темы 50%,
  • использование полученных данных на практике 75%,
  • обучение других, т.е. объяснение усвоенного материала другому студенту до 95%.
Схема межпредметных связей.

Разрабатывая программу своей дисциплины, учитель должен знать точно, где и в каком предмете будет использоваться то или иное изучаемое положение.
Разумно создавать рабочую схему связей между предметами. Эту схему делать с заинтересованными преподавателями.
(Анализ схемы).



Содержание деятельности.

Теперь рассмотрим отбор и обработку учебной информации.
Обработка учебной информации.
Отбор массива учебного материала уже должен исключать перегрузку, исключать дефицит времени. При выборе массива информации необходимо выделить центральное ядро, изучение которого является обязательным и вариативную часть, которая с течением времени может изменяться. Следующим шагом является выделение отдельных участков, связанных единой логикой, законами, теориями, аналогиями или по другим критериям. После этого провести дедуктивную обработку материала. В результате такой обработки получается учебный блок, в котором четко прослеживается структура и логика изучаемого материала. Их можно назвать структурно-логическими блоками. Учащийся уносит не аморфную груду фактов, а строгие, логически прозрачные, понятные блоки. Обычное, линейное расположение материала требует больших затрат времени и не позволяет заострить внимание на главных, ключевых позициях. Переход на блоки позволяет сосредоточиться на главном, а вариативная часть легко восстанавливается, заменяется.
После дедуктивной обработки можно составлять рабочую программу. Если не проводить дедуктивной обработки материала, то в нее закладывается индуктивный способ, со всеми вытекающими последствиями.
Структурирование учебной программы
Создание программы в форме структурно-логических блоков имеет огромные преимущества перед традиционным способом изложения, изложения от простого к сложному. Экономия времени, работа на ключевых позициях, возможность внедрять активные формы, переводить наиболее важную информацию в устойчиво-долговременную память, решить коренным образом межпредметные связи. Рассмотрим как осуществляется передача учебного материала от одного предмета к другому, например от физики к электротехнике.

Плакат «Электрический ток».
Плакат «Замкнутая электрическая цепь».



5. Технология деятельности.

Основой образовательной системы в техникуме является урок. В техникумах используется довольно широкая гамма уроков. Среди них можно выделить:
· Уроки изучения нового материала:
  • Лекция
  • Беседа
  • Рассказ
  • Комбинированный урок
  • Частично поисковые уроки
  • Программированный урок
· Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.
· Уроки систематизации учебного материала.
· Уроки контроля.
· Практические занятия.
· Лабораторные работы.
Подобная классификация наиболее часто встречается в методической литературе. Большинство занятий объединяет одно: они направлены на развитие памяти, накопление знаний. Такую систему занятий называют иллюстративно – репродуктивной.
На классификацию уроков можно посмотреть с других позиций. Дело в том, что главной целью любого занятия, в любой его форме является развитие личности. С этой точки зрения все уроки можно разделить на два типа:
Уроки, на которых НЕ созданы условия для развития личности.
Большинство уроков, даваемых в техникумах, относятся к этому типу. На таких занятиях учитель в большей мере организует свою деятельность, а не деятельность студентов. Для учителя такие уроки очень «удобны». Для их подготовки не требуется больших затрат времени, провести их проще всего, каких – либо неожиданностей на занятиях не бывает. На таких занятиях можно давать большие объемы информации. Как ведет себя при этом личность? Сидит спокойно и записывает – все прекрасно! Важнейшей частью процесса обучения является обратная связь. Обратная связь же при таких занятиях очень слабая. Уроки такого типа можно изобразить следующей схемой.



Структура личности чрезвычайно сложная. Выделим следующие подструктуры.

А как быть с умениями доказывать, обобщать, делать выводы, искать нестандартные пути решения? Как влиять на процессы познавательной деятельности: ощущение, восприятие, представление, понятие, мышление (суждение, умозаключение, индукцию, дедукцию)? В вышеуказанном типе занятий, условия для выработки таких умений крайне ограничены.


Выход один.
Уроки, на которых созданы условия для развития личности.
На уроках необходимо создавать условия для развития личности. Схематично ситуацию развития можно изобразить следующим рисунком.

На уроках в такой форме учитель ставит перед студентами проблему и позволяет им решить эту проблему самостоятельно. Учитель не должен быть ретранслятором передачи информации, а умело руководить коллективом, который добывает знания самостоятельно. Этот путь непростой, да и не все занятия разумно вести в такой форме. Разумное сочетание активных форм с традиционными позволяет резко изменить и мотивацию студентов, и направленность на изучение вашей дисциплины.

Результаты.

Эксперимент по созданию сквозных программ в свое время проводился в нашем техникуме. Эксперимент проводился под непосредственным руководством начальника Главного управления Минвуза РФСР Ефремова Валентина Константиновича. Научным руководителем был доктор педагогических наук, заведующий кафедрой физики лаборатории СИМО НИИ АПН Пинский Аркадий Аронович. Результаты эксперимента были весьма обнадеживающие. Контрольные срезы показывали, что и через 2 года студенты проявляли очень высокие знания дисциплины, вели себя уверенно на других дисциплинах, развивалось чувство собственного достоинства.
Приведу результаты одного из срезов, проведенных по заданию главного управления Минвуза РСФСР лабораторией СИМО.
Цели проверки:
1. Выделение функциональных взаимосвязей.
2. Отыскание способов деятельности.
3. Обнаружение ошибки.
4. Исправление ошибки.

Особенно было отмечено, что в экспериментальных группах все обнаружившие ошибку ее исправили, а контрольных лишь указывали на наличие ошибки.
К сожалению, в связи с реформами и сменой руководства отношение к эксперименту стало иным. Хотя мне известно, что до сих пор данный подход к обучению с успехом применяется в ряде техникумов. В основном его используют преподаватели физики, добиваясь при этом очень хороших результатов.
Рефлексия.
Я убежден, что в недалеком будущем вопрос о сквозных программах станет насущным. Иначе не решить проблему подготовки специалиста при таком дефиците времени. Это первое. Вопрос о законах передачи информации в учебном процессе уже «перезрел».
Если из того, что я сейчас рассказал, оказалась для вас интересным и полезным, это время не потеряно зря. .

Made on
Tilda