С чего начать свой бизнес?
Встреча со старшеклассниками в Караганде (Казахстан)
Открытый урок о предпринимательстве и лидерстве
7 Декабря, 2015 Караганда, Казахстан
Директор одной из Карагандинских школ (в Майкудуке) попросил меня рассказать старшеклассникам о том, кто такой предприниматель, что важно знать при начале своего дела, какими качествами должен обладать лидер.

В субботу, 4 декабря эксперты Европейского Центра трансформации приехали в школу и провели открытый урок, на который пришли старшеклассники, учителя, а также представители Национального Центра повышения квалификации "Орлеу" и Академии "Болашак".
Первое, что бросилось в глаза, - активность ребят и их открытое, чистое мышление, хорошие вопросы. Видно, что хорошо поставленный в школе курс "САМОПОЗНАНИЕ" приносит свои позитивные плоды. Но кое-что и насторожило. На вопрос "С чего вы бы начали свой бизнес?" первое, что прозвучало - взяли бы кредит.
Тревожный звоночек. Средства массового промывания мозгов уже вложило в их души стереотип выбора пути лентяя, по которому, к сожалению, идет множество казахских предпринимателей (которые, похоже, и не слышали о SWOT-анализе, об управлении рисками, об азах маркетинга): не задумываясь о сбыте, о необходимости своей продукции населению они берут кредиты, закупают оборудование (а заодно и квартиры, машины и т.д.), а потом выясняется, что все это никому и не нужно. И стоят по всему Казахстану десятки заводов с суперсовременным оборудованием, зияют незастекленными окнами недостроенные торговые комплексы и т.д.
Вот тут кстати и пришелся кейс про пирожки - рассказ о том, как две девушки пекли дома в духовке пироги, продавали их на рынке, на вырученные деньги расширяли сбыт, арендовали небольшую пекарню, а потом и квартиры себе купили..
Но что порадовало, что второй ответ был - "Узнать, что нужно людям". Значит, не все так плохо...
Мы поговорили:
- о том, как выбрать востребованную нишу (продукцию или услугу),
- о том, что такое материальный и, что особенно важно, нематериальный начальный капитал
- о том, какими качествами должен обладать лидер (о двух подходах к лидерству, об общечеловеческих ценностях - ну, тут ребята были просто на высоте), о личном примере и, самое главное, о великой формуле - БЫТЬ - ДЕЛАТЬ и лишь потом ГОВОРИТЬ)
- о компетенции (про инструменты эффективного руководителя - интеллект-карты, матрицу Эйзенхауэра, политику WIN-WIN, проактивное слушание и т.д.)
- о навыках форсайт-видения и стратегического планирования
- о социальной ответственности, о видах служения, о волонтерстве.
Вот тут для многих (и, как не странно, для учителей) оказалось откровением, что благотворительность - это не только деньги, подержанные вещи, игрушки и продукты в детские дома, интернаты и дома престарелых, но и моральная поддержка, работа своими руками (например, ремонт), помощь своими знаниями, концерты и просто общение. Важно, что дети сказали: главное - делать это от души, а не для журналистов и показухи!

45 минут пролетели мгновенно, и, как ни странно, дети не хотели расходиться. Задали несколько вопросов (например, что делать с непорядочными конкурентами), поделились планами - кто в армию, кто в вуз, а кто и "свою нефтяную вышку" хочет поставить.

Разговор продолжился за чашкой чая в столовой еще где-то на час. Педагоги были поражены - как можно рассказывать о таких "скучных" и непонятных вещах так увлекательно, легко и понятно. А представитель Академии "Болашак" - одна из из инициаторов программы "САМОПОЗНАНИЕ" в Казахстане Гульжан Омарова отметила, что в беседе педагоги могли наблюдать пример "высшего пилотажа" интеграции общечеловеческих ценностей в профильные дисциплины.

Затем мы провели стратегическую сессию с педагогами и руководителями школы, посвященную планам разработки Программы профессиональной ориентации школьников
На этом события этого удивительного дня не закончились. Преподаватели пригласили нас на открытый урок по Программе "Самопознание", на котором дети "обыгрывали" различные семейные ситуации, принимая решения на основе духовно-нравственных общечеловеческих ценностей. Программа эта идет уже много лет в Казахстане и было очень интересно посмотреть как такие "нематериальные" категории воспринимаются школьниками, как педагоги доносят их до детских умов и сердец.
Еще одним гостем в этот день в школе был Райнер Гёртц (Rainer Goertz), международный консультант МОН РК, исполнительный руководитель программы GIZ "Минеральные ресурсы для развития) (Дуальное обучение). У нас состоялся профессиональный диалог о подходах, методах и инструментах социализации и профессиональной ориентации школьников, о программах обучения навыкам работы на сельхозтехнике, штукатурным и иным строительным работам, другим рабочим специальностям.
Казахстан открыт к различным подходам, но при этом старается сохранить свою национальную, культурную идентичность...
Как это скажется в дальнейшем на развитии сознания казахстанцев, на их системе ценностей - покажет время...
Директор школы сказал, что надеется на продолжение встреч в режиме факультативов о навыках разработки презентаций, ораторском искусстве, формировании бережливого мышления и знакомства с "зелеными" технологиями. Представители Национального Центра "Орлеу" предложили рассказать о технологиях Евразийского Центра трансформации на их площадке.
А потом нам показали класс робототехники и лестницу, превращенную в чудесный зимний сад!
Вот так эксперты Евразийского Центра трансформации положили еще один кирпичик в построение здания конкурентоспособной и инновационной экономики Карагандинского региона...

С уважением,
Сергей КОРЧАГИН
Эксперт в области бережливого менталитета, лидерства, бережливого производства, самопознания
  • Эта встреча не прошла мимо внимания общественности. О ней написали СМИ Караганды. Оригиналы статей можно посмотреть по ссылкам...
Made on
Tilda